Очень непривычные занятия
Дистанционное обучение для многих школьных преподавателей было чем-то вроде экстренной эволюции в водоплавающих: далеко не у всех были добрые отношения с компьютером в принципе, не говоря уже о специализированных платформах с инструментами для проведения занятий. Но помимо инструментов для преподавания преподаватели столкнулись с другой, куда большей, трудностью: онлайн-урок — совсем не то же самое, что обычный урок; у него своя собственная ритмика, и она совсем не буквально соотносится с аналогичной работой в классе. Поэтому в положенные сорок минут уложить всё то, что обычно укладывается в школе, отчаянно не получалось.
«На старте это было очень непросто для всех нас. Но потом дети адаптировались», — говорит Артём Г., отец двоих детей.
У Ирины А., дочь которой ходит в начальную школу, адаптации так и не случилось: «Это был один нескончаемый кошмар. Бессмысленный и беспощадный».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/152150640@N04/50154170252/sizes/l/)
Проблема с таймингом появилась не на пустом месте. Большая часть уроков проводились с помощью сервиса Zoom, который позволяет организовывать конференции лишь продолжительностью сорок минут. С одной стороны, именно столько длится занятие, с другой — очевидно, что несколько минут всегда тратится на сборы и приветствия. В итоге преподавателям далеко не всегда удавалось донести всё то, что они планировали донести, и эта ответственность ложилась на плечи родителей.
«Это было ужасно, — сетует Ирина М., также мама ученика начальных классов. — Учитель толком материал не объясняет (в Zoom были встречи на одну бесплатную сессию, куда она пыталась впихнуть всё). В итоге я сама все объясняла сыну.
Плюс все устные задания нужно было делать письменно (литературное чтение, окружающий мир, даже физкультуру с музыкой!), а на технологии учились шить — и тоже сами. Это просто ад и погибель для второклашки. Куча бессмысленной писанины!!!».
В мае Министерство просвещения выпустило ни много ни мало целый документ с рекомендациями по дистанционному обучению — не иначе как почувствовав, что не всё идёт по плану. Суровая действительность оказалась куда интереснее: некоторые школы в принципе игнорировали онлайн-формат, ссылаясь на внутренние требования к занятиям.
Максим Э., двое сыновей которого посещают православную школу, не без удивления узнал, что их «дистанционка» довольно сильно отличается от того, что происходит с другими школьниками. Руководство школы настаивало на том, что обучение — это прежде всего наставничество, а раз доступа к наставнику нет, то осваивать программу дети будут самостоятельно, по письменным источникам.
«Наша школа никак не приспособлена к дистанционному обучению. Из всех уроков онлайн проходил только английский, а в остальном же это было самостоятельное прохождение примеров из учебника.
На мой взгляд, главный минус — в том, что дистанционное обучение в том виде, в котором оно сейчас существует, невозможно без участия родителей (но я считаю, что родители в целом должны участвовать в том, что происходит с их детьми). Другое дело, что совмещать дистанционное обучение и полноценную работу родителя в современных условиях абсолютно нереально».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/cyclingbob/49676501658/sizes/l/)
Правда, отмечает Максим, были и свои плюсы.
«Главных преимуществ было два. Первое — не было затрат времени на поездки в школу и обратно, на собственно уроки (у нас была только домашка), и я считаю, в этом есть свой плюс. Кроме того, дети быстро осознали, что если ты делаешь домашнюю работу и тратишь время только на то, чтобы сделать её быстро и качественно, то после этого остаётся куча свободного времени для того, чтобы делать что угодно».
В остальном же дистанционное обучение показало себя с худшей стороны, считает Максим.
«Дистанционка — это прежде всего куча минусов, связанных с отсутствием социального общения и с усталостью детей от гаджетов. Нас-то как-то пронесло с нашей школой, а так шесть часов перед компьютером — ну что сказать, я сам устаю, а уж ребёнок и подавно, даже от сорока минут урока. Мне кажется, выдержать это нереально».
«Ничего положительного от тех, кто столкнулся с этим в полной мере, я не слышал — подозреваю, по той простой причине, что это было сложно и для родителей, и для детей. Но опять же, кто-то просто узнал, какая у них на самом деле школа. Мы в этом смысле прошли дистанционку в лайт-режиме».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/sinobruin/49750755478/sizes/o/)
Самостоятельность, гибкость и ответственность
Естественно, у любого режима есть свои приверженцы — в том числе и у режима дистанционного обучения.
Анастасия С. рассказывает об опыте своего сына, также ученика начальных классов:
«Это было прекрасно! Учителя проводили занятия через Zoom, полностью вели урок, с закреплением пройденного материала, изучением новых тем, работой в классе. Классный руководитель подбирала увлекательные задания (а главное — пошаговые и понятные для детей!) по технологии, ИЗО и музыке. Ребенок прекрасно себя чувствовал, справлялся со всем сам, мы только напоминали готовить рабочее место с вечера и контролировали факт выполнения домашнего задания».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/giustino/1284532681/sizes/l/)
Она отмечает, что сыну особенно понравилось отсутствие постоянных замечаний от учителя за непоседливость в классе:
«Сын чувствовал себя спокойнее и раскованнее, быстро разобрался с микрофоном, включал только тогда, когда его спрашивали. В остальное время мог под нос себе бубнить — проговаривал, что сделал и т.д. Мог поменять позу (на неправильную, но удобную), повертеться, ответить вместо кого-то (без включенного микрофона) — и за все это не получал замечаний. В классе ему бы уже пару замечаний сделали, а потом он бы сам думал уже не об уроках.
Материал усваивал хорошо, как при обычном обучении, дополнительной проработки не требовалось: только работа с классом и домашнее задание. Сам следил, если что-то не успевал записать, после конференции сам все записывал. В общем, мы очень довольны!».
Аналогичным образом дистанционка оказалась положительным опытом для дочери-старшеклассницы Саги Е., которая благодаря удалённым занятиям смогла самостоятельно управлять своим временем.
«Для дочери-старшеклассницы это было счастьем», — говорит Саги. «В Zoom присутствие не проверялось, поэтому появилась возможность самостоятельно выбирать время для просмотра лекций, а также распределять внимание и силы по разным предметам на своё усмотрение. Настроение, общая успеваемость и состояние психики сильно улучшилось. Последнее коснулось и родителей».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/edavidove/50012761673/sizes/l/)
Взгляд преподавателя
Преподаватель Ассоциации репетиторов Ольга Александровна смогла ощутить на себе все прелести дистанционного образования сразу в двух ипостасях — и как педагог, и как родитель.
«Как преподаватель я была довольна работой родителей (ну, в смысле, первоклассников) с Google Classroom. И как родитель тоже. Задания пересылались через Viber, выполняли мы их в любое удобное время и размещали по инструкции, она простейшая. Что касается Zoom и Skype, то первый мне больше понравился, т. к. там у учеников нет возможности привлекать к себе внимание, если хочется побаловаться, а также никто, кроме учителя, не мог удалить участника».
Правда, с «родительской» стороны всё выглядело уже не так радужно. На вопрос, как преподаватель оценивает опыт дистанционки, Ольга Александровна ответила: «Да как, без восторга, конечно. Изыскивали возможность нагружать [ребёнка] физическими упражнениями, т.к. всё же закрыто было — стадион, бассейн. Музыка даже по Viber… Пренеприятнейший опыт. Я подключала компьютер к большому экрану телевизора, так что наш семилетка хоть мог зрение не сильно напрягать. <...> Однако от сколиоза, кифоза и прочих нарушений осанки с дальнейшими проблемами никто не застрахован… Меня это напрягало даже больше, чем обучение».
Сложности, считает преподаватель, были не в последнюю очередь из-за необходимости совмещать работу и родительские хлопоты: «В целом, мой опыт родителя, которому надо организовать для ученика начальной школы онлайн-уроки из дома, тесно переплетался с необходимостью одновременно проводить свои уроки также онлайн. Именно поэтому возникал такой напряг. И это при том, что в семье и компьютеров хватает, и ученик только один. У наших приятелей четверо детей, все школьники. Вот где было по-настоящему трудно!
А в общем, мои занятия онлайн с учениками мне очень нравятся (в смысле, с репетируемыми), им тоже».
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/152621844@N07/50164838331/sizes/l/
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
15 февраля 2021